среда, 16 января 2013 г.

С дагестанскими дипломами не подходить!


Миллионы родительских и бюджетных денег в Дагестане уходят на подготовку невостребованных специалистов. Действия родителей не поддаются логике  при устройстве детей в вузы. С одной стороны, они хотят, чтобы их дети были образованными, а с другой – тратят деньги на взятки и тем самым освобождают их от тяжёлого бремени получения знаний.
За каждую сессию платят энную сумму. Родители не считаются со способностями своих детей и не учитывают ситуацию на рынке труда. В итоге престижная специальность в престижном вузе не повышает, а наоборот, снижает шансы на трудоустройство. Студент теряет время и деньги, обучаясь “престижной”, но невостребованной профессии. Потом на переобучение времени и денег остается мало.
Рост числа псевдообразованных людей создает массу проблем
В результате выпускники не могут трудоустроиться, в молодежной среде возрастает религиозная и национальная нетерпимость, усиливается неприятие общероссийской идентичности. Некоторые уходят в криминал, рекрутируются в боевики. Выпускники вузов, нередко выезжая за пределы Дагестана, своим недостойным поведением создают межнациональные конфликты.
Многие выпускники вузов со специализацией “мировая экономика”, “бухгалтер”, “юрист”, “маркетолог”, “менеджер” работают водителями “маршруток”, сварщиками, плотниками, разнорабочими. Некоторые ходят на биржу труда, что в районе “Первого рынка” в Махачкале. Поскольку начальных и средних профессиональных учебных заведений мало, выпускники вузов осваивают рабочие специальности самоучками. Ведь в республике не хватает рабочих специалистов, на той же бирже труда очень мало профессионалов, в основном разнорабочие, грузчики и землекопы. В Махачкале высокий спрос на сварщиков, плотников, автослесарей, каменщиков, кафельщиков, шпаклёвщиков, специалистов по ремонту бытовой техники, сантехников. К примеру, плотник по установке деревянных полов или паркета может за неделю заработать 15-20 тысяч рублей. Но крайне мало учебных заведений, где готовят этих специалистов.
Дефицит ученических мест отдаляет Дагестан от России
Пирамида советского образования сейчас стала перевернутой. Количество вузов больше, чем профтехучилищ. Школ и детских садов не хватает. До 90-х годов прошлого века профессиональных технических училищ в республике было 37, сейчас осталось 18. На 350-тысячное население Махачкалы тогда было 7 профтехучилищ. Сейчас население столицы 750 тысяч, профтехучилищ осталось два. В 2005 году Министерство образования и науки РФ отказалась от финансирования ПТУ, переложив их содержание на региональные бюджеты. В настоящее время оставшиеся учебные заведения финансируются из республиканского бюджета. Материальная база школьного образования устарела, не хватает ученических мест. Так, по данным прокуратуры РД 2010 года, на территории республики функционирует 1649 общеобразовательных учреждений. В результате стихийных бедствий или длительной эксплуатации здания 505 школ находятся в аварийном или ветхом состоянии. А 435 школ размещено в приспособленных зданиях; 33 школы – в арендованных помещениях; 137 школ – в сборно-щитовых помещениях. Многие образовательные учреждения построены еще до или сразу после Великой Отечественной войны.
Нынче ситуация меняется. Но темпы обновления школьной инфраструктуры значительно отстают от демографического роста. “Мы каждый год строим от 15 до 20 школ, в этом году мы ввели – 18. Причем география охвата очень большая: как в столице республики, так и в самых отдаленных горных районах”, – заявил глава Дагестана Магомедсалам Магомедов в ноябре прошлого года во время визита в Дагестан министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова.
Однако, как отметил глава Дагестана, эти темпы не позволяют республике выйти на средний российский и даже на средний по округу уровень обеспеченности ученическими местами. Во многих школах дети учатся в три смены. С дошкольными образовательными учреждениями ситуация еще хуже. Всего 25 % детей сегодня охвачено детскими садами. Почти 60 тысяч находятся в очереди.
В свою очередь Дмитрий Ливанов отметил, что для того чтобы система образования отвечала высокому потенциалу развития республики, вопрос должен решаться через отдельную программу развития системы образования Северо-Кавказского федерального округа.
“Безусловно, для нас приоритетом является развивать все уровни системы образования, в том числе и дошкольное образование, которое необходимо в течение нескольких лет сделать доступным для всех нуждающихся семей. Нам очень важно, чтобы строились новые школы, нужно сделать так, чтобы не было в республике школ, работающих в три смены, поскольку понятно, что это крайне негативно отражается на качестве школьного образования”, – отметил глава федерального ведомства. Говорилось на том совещании и о планах повышения зарплаты учителей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий